Напишите нам WhatsApp
Telegram
VK
ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ
ПОМОЩНИКА ТРЕНЕРА
НАУЧНЫЙ МЕТОД "СКИЛЛ-ТЕРАПИЯ"
ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ
ПОМОЩНИКА ТРЕНЕРА
НАУЧНЫЙ МЕТОД "СКИЛЛ-ТЕРАПИЯ"

СКИЛЛ-ТЕРАПИЯ Д. МЕЙХЕНБАУМА


Д. Мейхенбаум разработал когнитивную коррекционную программу, направленную на развитие саморегуляции, которая получила название скилл-терапии (от анг. Skill — навык) или тренинг самоинструктирования (SIT — self instruction training). SIT базируется на том факте, что люди склонны к самоинструктированию в тех случаях, когда сталкиваются с трудными ситуациями. Эти самоинструкции аналогичны автоматическим мыслям А. Бека. Самоинструкции могут оказаться дезадаптивными, если они, например, концентрируют внимание на негативных, угрожающих аспектах ситуации («Это очень трудно, я сейчас обязательно ошибусь») или на дефиците собственных навыков («Я в этом профан, это мое слабое место»). В технике SIT клиента обучают позитивному самоинструктированию, что повышает его возможности решать сложные жизненные задачи.
Основная формула когнитивной терапии
  • А

    Активирующее событие
  • В

    Промежуточные переменные (мысли, установки, убеждения, правила), предопределяющие определенное восприятие события
  • Се

    Последствия воздействия события, включающие как эмоциональные (Се)
  • Св

    Поведенческие компоненты (Св)
Этапы программы метода "Скилл-терапия"
В процессе терапии происходит усложнение задач, используемых для тренировки самоинструктирования.
  • Моделирование. На этом этапе наставник ставит задачу и решает ее, рассуждая при этом вслух. Таким образом, моделируется самоинструктирование.
    2 занятий по 30 минут. Здесь воспитанник смотрит на работу наставника, наставник проговаривает те действия, которые он собирается реализовать и реализовывает их в деле.
  • Совместное выполнение задачи — участвующее моделирование. Воспитанник выполняет задачу, а наставник при этом вслух произносит инструкции.
    7 занятий по 30 минут. Наставник проговаривает необходимые шаги, воспитанник выполняет поручения.
  • Вербализованное самостоятельное выполнение задачи — открытое самоинструктирование. Воспитанник выполняет действие, при этом вслух сам произносит инструкции. Постепенно происходит фединг (затухание) открытого самоинструктирования, то есть воспитанник произносит инструкции все тише, вплоть до шепота.
    7 занятий по 30 минут. Воспитанник самостоятельно проводит задание (разминку) проговаривая то, что он делает. Наставник контролирует процесс.
  • «Скрытое» самоинструктирование — выполнение субъектом задачи во внутреннем плане. Воспитанник выполняет действие, произнося самоинструкции про себя.
    6 занятий по 30 минут. Самостоятельная работа воспитанника при контроле наставника.
КИКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЫ ДОСТИГЛИ
В экспериментальном обучении по методике "Скилл-терапия" участвовал подросток 18 лет. Данный подросток имеет II группу инвалидности, у него не работает один отдел головного мозга, нарушение верхней части «широкой зрительной сферы», нарушение теменно-затылочных отделов мозга.

Его навыки после прохождения обучения выросли до следующего функционала:
  • самостоятельная разработка процесса разминки и заминки
  • самостоятельное проведение разминок и заминок
  • коррекция и контроль выполнения упражнений у подопечных
  • поддержание в спортивной группе порядка
  • наставничество для младших занимающихся
  • сбор видео и фото материалов для отчетов организаторов
  • подозрительное выполнение поручений тренера
После прохождения обучения подросток получил место помощника тренера в баскетбольной секции.
КАКИЕ НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЯЮТСЯ К РАБОТЕ

Принцип коррекции "сверху вниз"

Данный принцип, выдвинутый Л.С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания организатора стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание "зоны ближайшего развития" для клиента (у Л.С. Выготского такими клиентами выступали дети). Коррекция по принципу "сверху вниз" носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.

Принцип коррекции "снизу вверх"

При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей. Этот принцип реализуется в основном сторонниками поведенческого подхода. В их понимании коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально-желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения.
Таким образом, главной задачей коррекции "снизу вверх" становится вызывание любыми способами заданной модели поведения и ее немедленное подкрепление. В центре коррекции - наличный уровень психического развития, понимаемого как процесс усложнения, модификации поведения, комбинации реакций из уже имеющегося поведенческого репертуара.

Деятельностный принцип коррекции

Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Суть его заключается в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности, являясь средством, ориентирующим активность.
Согласно данному принципу основным направлением коррекционной работы является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки клиента в различных сферах предметной деятельности, межличностных взаимодействий, в конечном счёте в социальной ситуации развития. Сама коррекционная работа строится не как простая тренировка навыков и умений, а как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений клиента. Особенно широко в коррекционной работе с детьми используется понятие "ведущая деятельность". В дошкольном и младшем школьном возрасте такой ведущей деятельностью является игра в различных ее разновидностях, в подростковом возрасте – общение и различного рода совместная взаимодеятельность. Деятельностный принцип коррекции: во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, а во-вторых, задает способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности путем формирования обобщенных способов ориентировки.

Принцип интериоризации

Принцип интериоризации, введенный Выготским, предполагает, что психические функции развиваются из внешних процессов, которые изначально были распределены между людьми. Произвольное внимание произрастает из указания на что-то, память из передачи сообщения, воля из подчинения приказам другого человека и т.д. Однажды интериоризированная, высшая психическая функция становится объектом волевого контроля. А. Г. Асмолов [2002] подчеркивал, что процесс интериоризации предполагает не просто перенос функции извне вовнутрь, но формирование внутренней структуры сознания. Таким образом, слово «интериоризация» следует рассматривать как метафору, отражающую результат, а не процесс развития высших психических функций.
У Л.С.Выготского сравнительно непротиворечиво сочетается, с одной стороны, признание развития процессом принципиально внутренним, с другой—рассмотрение в качестве одного из ведущих механизмов этого процесса социальной ситуации. Социальная ситуация развития, по Л.С.Выготскому,—это специфическая для каждого возраста система отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью, которая «определяет строго закономерно весь образ жизни ребенка, или его социальное бытие». Развитие личности Л.С.Выготский не отделяет от общего психического развития, а последнее является, по сути, процессом психосоциальным, во многом обусловленным внешней, социальной ситуацией, в духе идеи о том, что «психическая природа человека—это совокупность общественных отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности, динамическими частями ее структуры».

Принцип системности развития психологической деятельности

Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (т.е. неравномерность) их развития. В силу системности строения психики, сознания и деятельности личности все аспекты ее развития взаимосвязаны и взаимообусловлены. При определении целей и задач коррекционно-развивающей деятельности нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами, а необходимо исходить из ближайшего прогноза развития. Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым необходимости развертывания в целом системы специальных коррекционных мероприятий.
Реализация принципа системности развития в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами. При определении стратегии коррекционной работы принцип системности развития оказывается тесно связанным с принципом коррекции "сверху вниз": системность анализа актуального уровня развития, достигнутого ребенком к моменту обследования, осуществляется с точки зрения центральной линии развития, сложившейся иерархии форм психической деятельности на каждом возрастном этапе, определяющей зону ближайшего развития и перспективы.
ВИДЕО ОТЧЕТ ПРОЦЕССА ВСЕХ ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ
Проведение данного обучения поддерживает фонд Натальи Юрьевны Рагозиной "Спорт, Здоровье, Жизнь"
Рагозина Н.Ю.