Критерии нормального и отклоняющегося развития у детей
Условия признания ребенка инвалидом и лицом с ОВЗ отличаются, различны и меры поддержки, которые им предоставляются. Оба термина упоминаются в текстах законов, но статус ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ вовсе не обязательно будут у одного лица. Законы учитывают разницу между понятиями «ОВЗ» и «инвалид».
Понятие «ограниченными возможностями здоровья» Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Согласно Федеральному закону, образовательные программы для обучающихся с ОВЗ относятся к адаптированным образовательным программам. В соответствии с п. 28 ст. 2 Федерального закона адаптированная образовательная программа – это образовательная программа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. В Федеральном законе выделены некоторые особенности реализации данных образовательных программ. В частности, в части 3 ст. 55 Федерального закона определен особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК. Представленное родителями заключение является основанием для создания органами управления образованием и образовательными организациями рекомендованных специальных условий.
Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Определение «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) в научной литературе понимается, как дети, имеющие какие-то ограничения в повседневной жизнедеятельности, имеющие непосредственную связь с психическими, физическими либо иными дефектами. Выделяют следующие категории детей с ограниченными возможностями здоровья: 1. дети с нарушениями слуха; 2. дети с нарушениями зрения; 3. дети с задержкой психического развития (ЗПР); 4. дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; 5. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 6. дети с нарушениями речи; 7. дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений). 8. дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети).
Ребёнок- инвалид - лицо, не достигшее 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ).
МСЭ выдает справку об инвалидности и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).
ИПРА ребенка-инвалида содержит разделы, касающиеся медицинской, психолого-педагогической, профессиональной, социальной реабилитации или абилитации. Также в программе указываются технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).
Разница статусов «дети с ОВЗ» и «дети-инвалиды»
Ребёнок с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения качественного, доступного образования.
Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус ребенок-инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем, один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «ребенок-инвалид» (имеется справка МСЭ об установлении инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
Нашей задачей в данной работе является установление индикаторов нормального развития и развития с отклонениями. Выше я привела техническое описание двух основных групп детей с отклонениями.
А что подразумевается под нормой в поведении детей, и насколько сложно дать ей точное определение. Предполагается, что у слова «нормальный» есть два значения. Одно полезно для психолога, которому нужен стандарт, и который должен называть ненормальным все, что несовершенно. Другое полезно для врачей, родителей и учителей, когда они хотят описать ребенка, который, по всей видимости, в конечном итоге вырастет в удовлетворительного члена общества, несмотря на то, что симптомы и неудобные проблемы поведения явно присутствуют.
Нормальный ребёнок определяется по ряду критериев:
Моторика. Исследуется детская двигательная активность, основанная на рефлексах.
Статика. Оценивается способность нормально держать тело в пространстве.
Сенсорные реакции. Возникают в ответ на некое воздействие.
Речь. Оценивается, потому что это средство вербальной коммуникации, которое может сильно влиять на нервно-психическое развитие.
Физическое развитие. Учитываются масса тела, рост, окружность головы и грудной клетки. Полученные данные сравнивают с центильными таблицами, которые представляют международный стандарт физиологических показателей для детей разного возраста и пола.
Также о норме развития свидетельствуют следующие факторы:
Ребёнок развивается на уровне своих сверстников.
Поведение ребёнка не вызывает вопросов у общества — он не проявляет антисоциального поведения.
Ребёнок может проявлять индивидуальные особенности развития, но в общей картине они не сильно различаются от принятых стандартов развития.
Проверку здоровья ребёнка по психологическим критериям проводит специалист.
Статистическая норма - это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. Ориентация на статистическую норму развития тех или иных психических качеств особенно важна на этапе первичной диагностики психического состояния ребенка при определении характера основного нарушения, его выраженности. Как правило, статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса, уровня развития интеллекта, отдельных его составляющих и т.п.), расположенных около среднего арифметического, как правило, в пределах стандартного квадратичного отклонения.
Так или иначе, все выше описанное сливается в общее понятие - инклюзия. Данное пространство объединяет детей с проблемами здоровья и детей без особенностей развития, и только в данном пространстве мы можем определить условную степень «нормальности» или ее отклонения.
Современная психология исходит из идеи того, что процесс психического развития разворачивается во временном континууме, поэтому в создании современных моделей структуры нарушенного развития используется именно хронологический фактор. В силу это принято выделять микрогенез, или актуалгенез психики. т.е. динамику психических состояний в процессе непосредственного функционирования и актуализации психики в данный момент времени. Другие временные масштабы свойственны иной форме развития психики — онтогенезу, т.е. возрастным изменениям психической активности человека.