Статьи

От каждого из нас зависит ….

Если подняться на ступень выше, то нет ни ваших , ни наших позиций. Есть ситуация, которая требует созидательного участия каждого.

Л.Н.Выготский «Для активности ребенка открыт только один путь к внешнему миру — путь, пролегающий через другого человека».

В конце XX века с преобразованием социально-политического строя в российском обществе произошел радикальный перелом в ценностных ориентациях общества: стали переосмысливаться права человека, права ребенка, права инвалидов; началось освоение обществом новой философии: признание неделимости общества на «полноценных» и «неполноценных», признание единого сообщества, состоящего из разных людей с различными проблемами. Проблема взаимоотношений общества и лиц с особенностями развития (глухими, слепыми и с другими нарушениями), адаптации их в нормальной среде или, наоборот, отторжения от этой среды, существовала всегда. Проблема эта в определенной степени носит социально-философский характер, на что до недавнего времени не обращалось должного внимания. Между тем в процессе гуманизации общества, социальной реабилитации и интеграции людей с ограниченными возможностями в нормальную среду социально-философский аспект проблемы приобретает особую актуальность. Отношение общества к лицам с особенностями развития менялось на протяжении развития самого социума. Оно по преимуществу складывалось по принципу: «Мы-они», т.е. всегда существовала проблема отчуждения людей неадекватных.

Многовековое негативное восприятие, так называемым нормальным, здоровым, ординарным большинством, своих телесно и душевно нездоровых, неординарных соплеменников, сограждан, зафиксировалось в фольклоре, в феноменах светской жизни. Иными словами, общество, считая отдельных своих членов неполноценными, урезает их гражданские права, ограничивает или затрудняет их повседневную жизнь, исключает из полноценной культурной жизни, деструктивно влияет на их развитие и не только не помогает этим людям реабилитироваться, а напротив, затрудняет их вхождение в социум.

Спиркин А.Г. - Советский и российский философ, специалист в области диалектического материализма, философских проблем психологии и кибернетики.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарика, 1998. - С.565 5 стране, среди людей, говорящих на другом языке. Человек при этом остается самим собой, но у него возникает дефицит общения. А как почувствует себя человек с сохранным слухом, оказавшись среди глухих, пользующихся языком жестов? Кого из них в данном случае считать «дефектным»? Таким обрром, люди с нетипичным состоянием здоровья не всегда ущербны - это определяется конкретной ситуацией, поведением окружающих и отношением к ним.

Выготский Л.С. - Российский психолог, создатель культурно-исторической теории происхождения высших психических функций

Подлинно новаторской была его теория культурно-исторического развития психики, основные положения которой стали методологической базой специальной психологии.

Для формирования высших психических функций недостаточно только одних мозговых механизмов. Здесь требуется сложный процесс передачи культурно-исторического опыта, представляющий собой, по выражению Л. С. Выготского, особый экстрацеребральный механизм формирования человеческого сознания, отвечающий как за форму, так и за содержание последнего. Центральным звеном экстрацеребрального механизма формирования сознания ребенка является система отношений между ним и взрослым. Сам Л. С. Выготский недвусмысленно указывал на жизненно важную роль этих отношений, подчеркивая при этом, что "для активности ребенка открыт только один путь к внешнему миру — путь, пролегающий через другого человека".

Выготский Л.С. Собрание соч. в 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии / Под ред. T.A. Власовой. - М.: Педагогика, 1983.-С.ЗЗ. 8 медицина считала природу глухоты сверхъестественной, а глухого -обреченным на немоту. Оценка Гиппократом и Аристотелем статуса и умственных способностей глухих являлась мощной преградой на пути попыток их обучения в течение двух тысяч лет. Медики и философы Средневековья следовали за Аристотелем в понимании божественного порождения речи и важности слуха как обязательного условия её возникновения. Суждения античных философов негативно повлияли на отношение общества к людям с ограниченными возможностями развития.


Немного истоков зарождения позиций

С возникновением христианства фиксируются единичные факты милосердного отношения к людям с отклонениями в развитии, но одновременно растет и число религиозных предубеждений и суеверных опасений в обществе, В эпоху раннего Средневековья в Европе начинает формироваться культурная традиция дискриминации лиц с физическими и психическими нарушениями в развитии. Философы-богословы теоретически обосновывают неполноценность людей с врожденными недостатками в развитии.

В эпоху Возрождения западноевропейские государства проходят путь от осознания необходимости призрения людей с отклонениями в развитии до осознания возможности обучения некоторых из них (глухонемых, слепых). Философские трактаты Эразма Роттердамского и Джордано Бруно, Рудольфа Агриколы, Джироламо Кардано, Жюльена О. де Ламетри, Этьена Кондильяка, Жана-Жака Руссо, идеи Яна Амоса Коменского характеризовали новые взгляды на отношения к людям с отклонениями в развитии. Основная идея их трудов -это идея принципиального равенства всех людей и одинаковости человеческой природы.

Хотим мы того или не хотим, но мы все находимся в одной лодке. Мы можем поступать гуманно и учить своих детей гуманности, а можем пойти по пути сопротивления и отторжения. Во что вы верите, какие ценности находятся внутри вашей концепции, делаете ли вы этот мир лучше? Пусть каждый постарается ответить на эти вопросы сам себе.

Список используемой литературы:
Максимова, Зинаида Семеновна, Становление гуманистического отношения к человеку с ограниченными возможностями развития https://www.dissercat.com/content/stanovlenie-gumanisticheskogo-otnosheniya-k-cheloveku-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-razvi

#инвалиды
#психологияобинвалидах
#чтоговоритнаучнаяпсихологияобинвалидах
#овз
#поддержкаинвалидов
2024-12-15 13:31