Статьи

Инклюзивный спорт, нужен ли он в России?

Мы ответим так, что создание комфортных условий для жизни и развития людей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных задач любого современного государства в социальной сфере. Спортивная инклюзия дает возможность детям с ограниченными возможностями здоровья социально адаптироваться в крепкое и здоровое общество. Под определением инклюзивного спорта понимают предоставление возможностей для занятий спортом людям с физическими и ментальными особенностями развития наравне со здоровыми людьми. Данная тема является актуальной для изучения, поскольку число людей с инвалидностью растет, равно как и процент инвалидизации населения.
Самой важной функцией спорта в контексте инклюзии является социализация. Занятия в коллективах способствуют адаптации людей с особыми потребностями к жизни и труду в коллективе других людей, пониманию и правильному восприятию социального климата в коллективах.
✔
Давайте посмотрим количественные данные по детям до 18 лет имеющие статус инвалида или ОВЗ.
Данные Росстата (№1) по детям инвалидам до 18 лет в РФ:
2018 г. - 651 122
2019 г. - 670 086 (увеличение на 3 %)
2020 г. - 688 023 (увеличение на 2,8 %)
2021 г. - 703 696 (увеличение на 2,4 %)
2022 г. - 728 988 (увеличение на 3,5 %)
2023 г. - 755 459 (увеличение на 3,6 %)
✔
Данные Министерством образования от 1 сентября 2020 г.. детей с ОВЗ больше на 1000%, чем детей инвалидов (№2). Пока мы можем предполагать количество детей с ОВЗ в РФ, примерное количество получится 7 554 590 детей до 18 лет имеют статус ОВЗ.
Что такое статус ОВЗ? Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
✔
Данные из исследования "Современные тенденции в образовании и психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития» (№3), количество детей с ЗПР составляет 40% от общего количества детей с ОВЗ. Считаем, количество детей с ОВЗ составляет 7 554 590, наша целевая аудитория, та группа детей, которым иклюзивные виды спорта могут помочь в развитии 40% = 3 021 836 детей.
Несмотря на сложности и барьеры для развития инклюзии в образовании и спорте, во многом именно через занятия спортом люди с инвалидностью получают широкие возможности для социализации. Спортивная деятельность в коллективах и группах помогает людям с ограниченными возможностями проходить этап самоидентификации в социуме, приобщает их к коллективу с общим кругом интересов и целей, даёт дополнительный стимул для дальнейшего развития и достижения новых высот. Общение и взаимодействие в коллективе людей, заинтересованных в достижении общих целей, помогает спортсмену с ограниченными возможностями бороться с возникновением заболеваний психического генезиса, такими как депрессия, апатия. Принимая на себя новые социальные роли и статусы, спортсмен усваивает социокультурные нормы и ценности, принятые в том сообществе, в которое он входит. Важно отметить, что именно в таких коллективах формируются дружественные связи, важные для дальнейшей социализации человека. При этом инклюзивный спорт полезен не только для социализации людей с ограниченными возможностями, но и для аналогичных процессов у здоровых людей, занимающихся спортом вместе с такими людьми, поскольку инклюзия в данном случае прививает терпимость и учит коммуникации с людьми с ограниченными возможностями здоровья. В этом заключается одна из важнейших социальных функций спорта и поэтому следует удалять всевозможные барьеры, препятствующие развитию инклюзивного спорта.
❗
Программа инклюзивного спорта может оказать поддержку в развитии и социализации 3 021 836 детям по всей России. Такой расчет заставляет задуматься о многом: о том, насколько государственные программы в данный момент прорабатывают новые возможности помощи данной группе детей, насколько сами родители могут усмотреть все приоритеты для своих детей в данном направлении, насколько само общество готово к данной спортивной инициативе и внедрению новых инструментов развития и социализации коррекционного направления. Инновации – это не всегда легко и весело. Нужно не просто "быть креативным", нужно действительно "создавать нечто новое", то "новое" которое может улучшить жизнь многим людям, тем самым дав им шанс на полноценную жизнь.
Вопросы глобальны, ответы размыты, но мы будем работать в этом направлении.
Напишите свое мнение по данной теме. Как вы видите процесс реализации и становления нового направления развития спортивной инициативы в нашей стране.


Данные приведенные в статье:
№1 Федеральная служба государственной статистки, уровень инвалидизации в Российской федерации на 01.01.2023 г. https://rosstat.gov.ru/folder/13964
№2 Информационная справка о состоянии системы образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в Московской области на 1 сентября 2020 г. от Министерства образования МО https://mo.mosreg.ru/deyatelnost/inklyuzivnoe-obschee..
№3 "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/..
№4 Проблемы развития инклюзивного спорта как фактора социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-..